Как молоды мы были… (воспоминания о внедрении АТС 100/2000 в Латвии)
В 50-е годы двадцатого века на Западе наиболее массовыми были АТС координатного типа, в которых в качестве основного коммутационного элемента применялись многократные координатные соединители МКС, определяющие точку соединения с помощью электрической информации о двух координатах. Сначала в ЛОНИИС, в лаборатории Б.С.Лившица, Фроловой Л.Г. и Жарковой Л.П. была разработана первая сельская координатная АТС40/80 (цифры указывают предельно возможную емкость АТС). В конце пятидесятых годов завершалось внедрение этой станции на рижском заводе ВЭФ. Параллельно началась разработка координатной АТС, способной полностью телефонизировать село в качестве оконечной, узловой, центральной и учрежденческой станций с широким диапазоном номерной емкости. Под системным руководством Лившица Б.С. группа инженеров во главе с Ханиным Г.Б. разработала такую станцию. В начале 60-х годов группа Э.А.Меламуда начала её внедрение в Риге на заводе ВЭФ.
Мы с Э. Елекоевой, только что окончившие ЛЭИС («Бонч»), и техник Грета Ивановна Устинова были включены в эту группу. Позднее в нее вошли А.Мороз и Г.Боженко. Наши приключения, связанные с внедрением АТС100/2000, возможно, представят некоторый интерес, т.к. характеризуют обстановку, в которой это внедрение происходило.
Включение АТС100/2000
Включение станции происходило по настоянию Минсвязи в мае 1963г. Поскольку в опытную эксплуатацию был отправлен заводской макет, с которым мы с инженерами ВЭФа работали всю зиму, на отладку установленной станции нам всем дали немногим больше месяца.
В качестве опытной зоны был выбран небольшой провинциальный город Крустпилс, где предполагалось установить центральную АТС, там же, на сахарном заводе, работавшем на Кубинском сахарном тростнике, устанавливалась учрежденческая станция, а в деревне Медни, в 40 км от Крустпилса, была оконечная АТС.
Мы приехали в Крустпилс, когда со дня на день ждали ледохода на Западной Двине. Моста, соединяющего две части одного города: новый Крустпилс и старый Якобпилс еще не было. Зимой переходили реку по льду, а после вскрытия льда начинал действовать небольшой пароходик. В ожидании ледохода никто не решался идти по мокрому пористому льду, и гостиница в Крустпилсе была переполнена. Мы, конечно, могли переночевать в станционном зале на полу, подложив под голову пару томов документации, но после нескольких часов в автобусе из Риги очень хотелось нормально выспаться. К вечеру подморозило, мы благополучно перешли Двину и прекрасно выспались в пустой гостинице Якобпилса. Утром же пришлось прыгать через полыньи и преодолевать довольно глубокие лужи на поверхности льда. Часа через два после нашего возвращения в Крустпилс мы любовались эффектным зрелищем ледохода.
Месяц до включения прошел, как в угаре. Мы работали круглосуточно, по сменам. Пригодилась школа, которую еще в Ленинграде нам с Лорой Елекоевой устроил начальник нашей группы Эдуард Меламуд. Он заставил нас достаточно тщательно выучить не только приборы разговорного тракта, которыми мы занимались, но и всю АТС. Это позволило нам неплохо знать стыки между соседними приборами – обычно «больное место». Мы могли выполнять свои настройки даже в отсутствие других разработчиков.
Перед включением абонентов начальник связи Крустпилса развернул разъяснительную работу. Были отпечатаны и переданы абонентам справочники. На главной улице кричали громкоговорители, обучая людей правилам пользования автоматической телефонной связью. Мы веселились, слушая их, например: «Цифры телефонного номера следует набирать в той последовательности, в которой они написаны».
Только молодость и присущие ей чувство юмора и оптимизм помогли нам справиться с неприятностями, сыпавшимися на нас, как из рога изобилия. На вторую ночь после включения абонентов сгорел большой трансформатор выпрямительной установки, обеспечивающей питание АТС постоянным током. Местный работник, ответственный за эту установку, выпросил у Греты Ивановны Устиновой, также члена нашей ленинградской группы, 3 рубля, выпил и крепко уснул. Сама Грета Ивановна отправила нас с Лорой отдохнуть и осталась на ночь на станции одна. Она и спасла АТС от пожара, отключив горящий трансформатор и применив противопожарные средства. Утром мы застали бледную, но спокойную Грету Ивановну, смущенного и расстроенного «виновника» и сильный специфический запах дыма от сгоревшего трансформатора.
О возвратных пружинах и «трусах».
На рижском заводе ВЭФ в 1962г начали выпуск сельской координатной АТС 100/2000. Реле РЭС14 для регистров и маркеров изготавливались там же. Когда первые станции вывезли в Крустпилс и получили довольно интенсивную нагрузку от абонентов, выяснилось, что материал возвратных пружин, обеспечивающих исходное состояние контактов реле после выключения тока через их обмотки, выбран неудачно. Эти выгнутые металлические пластины после нескольких сотен срабатываний реле теряли упругость и переставали выполнять свою функцию. В Москву решили не сообщать. Подходящий материал на заводе подобрали и проверили. Заменить пружины сразу на всех реле при уже включенных абонентах было невозможно. Делали это постепенно, по ночам, когда нагрузки не было. А днем приезжали разнообразные проверяющие и принимающие комиссии: ведь внедрялась первая в стране координатная станция. Основным методом проверки АТС были контрольные вызовы. Когда на центральную станцию приехала особо важная комиссия из Минсвязи, от НИИТС лабораторию разработчиков представляла «тяжелая артиллерия» - Генрих Борисович Ханин и Эдуард Меламуд. Они следили за исправностью приборов и давали членам комиссии необходимые пояснения. По «закону вредности» именно при этой комиссии отказала очередная возвратная пружина группового реле в маркере. Генрих Борисович и Эдуард заметили повреждение раньше, чем члены комиссии. Произошло это перед обеденным перерывом. Все, кроме озабоченных разработчиков, которые не спешили делиться своими впечатлениями с грозными приемщиками, ушли перекусить. Нужно было срочно искать выход: признание ошибки было чревато скандалом, заменить реле за оставшееся время невозможно. И все-таки решение было найдено. От трусов Эдуарда отрезали кусок резинки и привязали к реле, укрепив ослабшую пружину. Вернулись члены комиссии и продолжили контрольные вызовы. Реле работало и никто ничего не заметил. Комиссия дала положительное заключение.
Об МКС и краске
Когда на ВЭФ-е готовили многократные координатные соединители (МКС) для макета первой АТС100/2000, произошла технологическая ошибка. Горизонтальные рейки с «пальцами», завершающими фиксацию точки коммутации, а возможно, и корпуса МКС, направили в химическую протравку после нарезки резьбы в отверстиях для крепежных винтов, соединяющих рейку с корпусом МКС. Отверстия немного увеличились и перестали соответствовать диаметру крепежных винтов. Замена всех реек означала существенные дополнительные расходы, за которые пришлось бы отчитываться. Поскольку речь шла о макете, на котором в заводских условиях предполагалось проверить правильность технических решений и ввести необходимые коррекции, решили скандал замять. При необходимости, можно было исправить ошибку в рабочем порядке. Разница между требуемым и полученным диаметром отверстий была ничтожна, и кто-то придумал закрепить качающиеся винты краской, которой обычно ставит свои штампы ОТК. При высыхании эта краска твердеет и на металле держится довольно прочно. Так и поступили. Заводские испытания прошли благополучно. Но тут было принято решение ускорить внедрение АТС, исключить расходы на изготовление опытного образца и в качестве центральной станции отправить в опытную эксплуатацию макет.
Настройка ЦС в Крустпилсе также прошла нормально. А вот после включения абонентов, когда нагрузка на станцию достигла максимума, краска выкрошилась и рейки одна за другой бессильно опустились. При попытке включить одну точку коммутации, замыкались 10. Это означало соединение между собой («подсадку») сразу десяти разговорных трактов. Не знаю, вышел ли скандал за пределы Крустпилса, но с ВЭФа приехал опытный регулировщик МКС и постепенно, по ночам, заменил рейки.
«Кошки в мешке»
Абоненты Крустпилса весной 1963г уже были включены в центральную станцию. Пора было обеспечивать междугородную связь, а она упорно не шла. Междугородные коммутаторы оставались прежними, теми, которые работали до установки АТС 100/2000, когда связь внутри города обеспечивалась телефонистками местного коммутатора. Поскольку новым звеном являлась наша АТС, причиной нарушения междугородной связи логично было предполагать её. Мы с Лорой Елекоевой тщательно и не один раз проверили все приборы, задействованные в этом виде связи. Попросили разрешения проверить и междугородные коммутаторы, расположенные в соседнем здании. Но нас даже близко не подпустили, сказав, что там применены никому не известные оригинальные схемы Петра Берзиня, местной знаменитости.
Он окончил два европейских университета и, как нам объяснили руководители связи, был кладезем самых разнообразных знаний в областях, смыкающихся с электротехникой. Жил он, кажется, в Мадоне. При возникновении критических ситуаций в работе, например, средств связи, местные власти просили его помощи, разумеется, не безвозмездно. Берзинь, как нам рассказывали, обычно находил выход, но ничего не объяснял и ни схем, ни рисунков не оставлял.
На этот раз ситуация достигла предела, когда междугородные телефонистки, заливаясь слезами под градом проклятий от разъяренных абонентов, объявили, как выразился руководитель лаборатории ВЭФ Теодор Янович Розитис, «итальянскую забастовку», т.е., присутствуя на рабочих местах, не пытались обслуживать соединения. Местное начальство прибегло к крайней, не раз испытанной мере – вызвало Берзиня.
Он, явившись, заявил, что наша станция никогда работать не будет, что она, а заодно и такие никудышные специалисты, как мы с Лорой – «кошки в мешке» и лучше всего демонтировать станцию и поручить ему, Берзиню найти подходящую замену. Его презрение к нам было так велико, что он показал мне грязноватую бумажку, на которой был нарисован от руки таинственный междугородный коммутатор, примененный в Крустпилсе. Я с изумлением узнала знакомую простую схему, которую мы проходили в самом начале изучения телефонии. Мы с Лорой отправились в местную библиотеку и в учебнике по телефонии для техникумов связи нашли нужную принципиальную схему. Лора для начала проверила шнуры на коммутаторе и нашла несколько обрывов. Схему скопировали, и с её помощью монтер, обслуживавший коммутатор, нашел и устранил довольно много неисправностей и отремонтировал все шнуры и коммутаторы. Междугородная связь стала налаживаться. Жизнь вошла в свое русло.
Мы поняли, что причиной наших затруднений было то, что автоматическая станция чувствительней к неисправностям, чем человеческое ухо. Все повреждения, найденные на коммутаторе, конечно, влияли на качество разговорного тракта, но не препятствовали установлению соединения.
А Берзинь в ярости предал анафеме нас и нашу станцию, и уехал.
«Полтергейст» на сахарном заводе.
Эту головоломку я так и не решила. А Эдуард Меламуд и теперь, через 40 с лишним лет, поддразнивает меня, уверяя, что я приманила на станцию «барабашку». В очередную рабочую ночь мы настраивали связь по соединительным линиям между центральной и учрежденческой АТС. Меламуд был на ЦС, а я в километре от него на УАТС сахарного завода. Завод ночью не работал, только сонный вахтер дал мне ключ от комнаты, где находилась наша 100-номерная станция. Мы с Эдуардом благополучно провели все проверки и настройки. И тут начались чудеса. Я точно знала, что завод пуст, и никто из абонентов УАТС пользоваться связью не может. Но явственно услышала, как щелкает импульсное реле регистра в такт с набором номера. При этом набиралась только единица: первая, вторая…пятая. Затем регистр освобождался, занимался следующий, все повторялось, и так до пятого регистра, затем снова первый. Ну, очередность занятия регистров и имитация серий понятна, если есть нестабильный источник вызова. Но что за источник? Я отключила кросс абонентских линий, чтобы исключить возможность влияния неисправности линии – явление не исчезает. Вызвала Эдуарда по служебной связи:
- У меня регистр сам себя набирает! – После некоторой паузы слышу:
- Все! Кончаем. Идем спать.-
Я хотела поискать возможную неисправность, имитирующую действия абонента, но все пропало. После включения кросса станционный телефон работал, и с него я позвонила Эдуарду сообщить о моем поражении. Непонятное явление длилось минут 15. Больше я никогда не сталкивалась с подобной ситуацией, а с другими загадками мы, рано или поздно, справлялись.
Станционные будни.
Каждая аппаратура, как музыкальный инструмент, имеет свой голос. А телефонная станция, состоящая из многих приборов, звучит как оркестр. Если долго вслушиваться в такое звучание, представляя себе при этом, как работает станция, начинаешь не только различать определенную мелодию, но и по диссонансам определять место неисправности. На неподготовленного наблюдателя такой способ диагностики производит впечатление таинственного действа. Но это всего лишь уровень квалификации, который пропадает при долгом отсутствии практики. Такой опыт приобрели и мы за время внедрения АТС100/2000 сначала в Крустпилсе, а потом в Рузе и Можайске под Москвой.
После включения центральной станции в Крустпилсе мы могли вносить коррекции, делать проверки, требующие отключения групповых приборов и заменять неисправные приборы только ночью, когда нагрузка падала практически до нуля. Утром Эдуард Меламуд обычно проводил занятия с обслуживающим персоналом. После пары часов сна мы, как правило, возвращались на станцию, чтобы провести контрольные вызовы.
Среди учеников Эдуарда выделялась явными способностями Таня Китова, только что окончившая одиннадцатый класс местной школы. Лора Елекоева убедила Таню учиться в институте, а поскольку её способности заметили не только мы, местные власти оплатили её учебу в ЛЭИС. Вернувшись уже инженером, она стала «хозяйкой» центральной АТС. Таня организовала замену станционного оборудования, бывшего когда-то макетом, на серийно выпускаемое, а также предложила ВЭФ и ЛОНИИС проводить у нее испытания вновь разрабатываемых измерительных и проверочных приборов. Эти приборы обычно оставались на станции, что позволило Тане организовать целую систему наблюдения за работой станции с выводом результатов к ней домой.
Работа в Крустпилсе дала нам не только знание АТС определенного типа. Достаточно часто приходилось ездить без Эдуарда Меламуда, даже одной. Попадая в непривычные для нас, порой сложные ситуации, мы учились принимать решения. Конечно, они не всегда были правильными. Борис Самойлович Лившиц, четко определяя сроки и конечный результат каждой командировки, исключал для нас даже мысль о возможности невыполнения его распоряжения. Обычно нам приходилось иметь дело с людьми старше нас не только по возрасту, но и по должности. В этих условиях добиться включения или ремонта линии, перевозки и установки оборудования, назначения более квалифицированного персонала требовало немалой изобретательности.
С персоналом, особенно в удаленной деревне Медни, где в помещении почты стояло оборудование 100 – номерной оконечной АТС, возникали комичные ситуации. Я сама слышала, как дежурная по почте учила новую сотрудницу - свою сменщицу:
- На этой станции бывает так: что-то начинает громко выть и звенеть, при этом мигают разноцветные лампы. Ты тогда подойди к этой ручке и опусти её вниз. Все успокоится, станет тихо и хорошо. – Она имела в виду рубильник выключения станционного питания.
Следующая партия станций была изготовлена на ВЭФ с учетом всех разработанных в Крустпилсе коррекций. На этот раз опытную зону организовали в Московской области, в г.Рузе и г.Можайске. Там в основном работала Галина Боженко, окончившая ЛЭИС на два года позднее нас. Персонал станций состоял из местных техников. Это обычно были женщины средних лет, обремененные заботами о семье, хозяйстве, домашних животных. Координатная станция, слишком сложная для них, первое время вызывала страх. Гале приходилось не только выполнять свою работу: производить измерения и определять «слабые места» во всех приборах станции, но и гасить периодически вспыхивающую панику по поводу неизбежно возникающих время от времени повреждений. Так, чтобы найти оборванный провод и вернуть на станцию сигнал посылки вызова, она вытолкала из зала перепуганных и причитающих женщин и заклинила дверь с помощью палки от метлы.
Наш быт
Поскольку мы вели ночной образ жизни, удобнее было жить в одноместном номере или со своими коллегами. Но одноместных номеров было мало, и нам отказывали. Со временем, мы изобрели способ, как, не затрудняя местное начальство просьбами о протекции, предстать перед гостиничной администрацией в образе важной персоны. С железнодорожной станции мы отправлялись не в гостиницу, а на АТС. Оттуда звонили администратору гостиницы и, представившись работником Министерства связи Латвии, начальственным тоном заказывали соответствующий номер для инженера из Ленинграда. Если это не помогало, значит, места действительно нет. Случалось нам спать и в автозале на столе.
Питались мы в ресторане Крустпилса или Якобпилса, в зависимости от того, в какой гостинице остановились. В этих провинциальных городах, разделенных Западной Двиной и еще не привыкших к административному объединению, одно было общее: женщины в ресторан не ходили. А мы обедали часов в 9 вечера перед рабочей ночью. Работники ресторанов знали, что мы вынуждены вести такой нездоровый образ жизни, и относились к нам сочувственно и доброжелательно, а посетители – не знали. Наш пол и наша молодость приводили их в шаловливое настроение. Но официантки в Крустпилсе, когда мы с Лорой оказывались без мужского сопровождения, кормили нас в служебном помещении на широком подоконнике. А в Якобпилсе швейцар по собственной инициативе отгонял от нас непрошенных поклонников.
Первая в Советском Союзе координатная станция широкого применения была сильно разрекламирована в пределах Латвии. В Крустпилс приезжало самое разнообразное начальство, включая министра связи Латвии Александрова и его заместителя Янсонса. На ВЭФ сняли небольшой фильм о производстве станции с Люсей Смольновой, тоже выпускницей ЛЭИС, в качестве кинозвезды. А в Крустпилс приехала съемочная группа рижского телевидения. В тот день мы с Лорой Елекоевой настраивали связь центральной станции в Крустпилсе с оконечной в Медни. Но телевизионщики потребовали убрать «некрасивые» провода, подключенные к измерительным приборам и включить красиво мигающие лампочки аварийной сигнализации. После выхода в эфир снятого тогда репортажа Лору стали узнавать на улицах Крустпилса и Якобпилса.
Отношения с ВЭФовцами во главе с начальником лаборатории Теодором Яновичем Розитисом у нас были вполне доброжелательные. В начале нашего знакомства они, даже во время общих совещаний, говорили в основном на латышском языке, которым мы не владели. В Крустпилсе латышская речь звучала реже. Зато мы слышали (жаль, что не записывали) великолепные образцы импровизаций на русском языке. Я запомнила, как Эдуарда в пылу спора обозвали «червяком бумажки». А Теодор Янович показал мне пушистый розовый цветочек и сказал:
- У нас это называется «ноги кота» (c ударением на О) – я тоже узнала цветок:
- А у нас – «кошачьи лапки» -