поговорим о ЛОНИИС

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » поговорим о ЛОНИИС » История нашего города » Блокада, разное


Блокада, разное

Сообщений 31 страница 42 из 42

31

Спецсообщение НКВД Капустину о плохих условиях
на торфоразработках в пригородах Ленинграда.
Апрель 1943 года.
Резолюция Капустина:
«т. Никитину. Прошу навести порядок.»

Скачать
https://yadi.sk/d/2f0ugSAiza8pk

0

32

Керченский пролив и Ладога

Полезно сравнивать век минувший и век нынешний.
Это способ оценить эффективность нынешних руководителей.
Это верно для сходных ситуаций.
Блокада Крыма и блокада Крыма это и есть сходные ситуации.
В Крым через Керченский пролив проложены: силовые кабели и газопровод.
Аналогично в блокаду чрез Ладогу проложен силовой кабель и трубопровод.
Кроме того через Ладогу был проложен кабель связи.
О прокладке кабелей связи в Крым не сообщалось.
Предоставлю читателям самим сравнить эффективность структур блокадного Ленинграда и Российских структур.
Ниже рассказы очевидцев о прокладке коммуникаций через Ладогу
Кстати.
Зимой 1942 – 1943 года началось строительства временного жд моста через Ладогу.
Начали забивать сваи.
Строительство прекратили со снятием блокады.
Во время войны был построен временный мост через Керченский пролив.
Снесен ледоходом.

Ладога Родная

Редактор И. А. Ватагин Художник Ю. С. Детинкин Художник-редактор 0. И. Маслакоа Технический редактор А. И. Сергеева Корректор А. А. Милитаури
Сдано в набор 26/1Х 1968 г. Подписано к печати 17/1 1969 г. Формат бумаги 60X90х/16. Бум. тип. № 2. Уел. печ. л. 26,0. Уч.-изд. л. 23,72 Тираж 75 000 экз. М-17709. Заказ № 1299/л
Лениздат,
Ленинград, Фонтанка, 59 Типография им. Володарского, Фонтанка, 57 Цена 87 коп.

Владимир Кузьмин Карпов с начала и до нонца действия водной трассы ,,Дороги жизни“ руководил водолазными работами на западном берегу Ладожского озера. Кан главный иншенер 27-го отряда подводно-техничесних работ участвовал в прокладке нефтепровода и электрокабеля по дну Ладожеского озера в период блокады.

ПОДВОДНЫЕ МАСТЕРА

....................................
ТРУБОПРОВОД ЧЕРЕЗ ОЗЕРО
………………………………………

В конце апреля 1942 года начальник аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота М. Н. Чернецкий вызвал к себе в Ленинград Ющенко и меня. Разговор шел о предстоящей прокладке через Ладогу трубопровода для подачи бензина и других видов жидкого топлива из Кобоны на западный берег озера. На столе в кабинете Чернец- кого лежала карта Ладоги. На ней была намечена трасса будущего трубопровода. Расстояние между берегами в этом месте превышало двадцать километров, глубина достигала пятнадцати метров.
— Да это же огромная работа, — сказал Ющенко, посмотрев на карту. — Трубопровод такой длины под водой еще никто в нашей стране не прокладывал. У нас нет ни опыта, ни специалистов.
— Знаю, — ответил Чернецкий. — Вы будете первыми. И учтите, что работы должны быть выполнены в максимально короткий срок. Ну, скажем, в два месяца. Этот срок определен постановлением Государственного Комитета Обороны. Поезжайте на озеро, уточните на месте трассу, посоветуйтесь с опытными водолазами и потом доложите, какая помощь вам потребуется.
3 мая 1942 года мы выехали из Ленинграда. Был теплый солнечный день. И в те короткие промежутки времени, когда не было артиллерийского обстрела, казалось, что мир так хорош и солнце так щедро льет всем свои лучи...
Вот и поселок Коккорево. Дорога упирается в берег и круто поворачивает налево, к Осиновецкому маяку. Лучшего места для выхода трубопровода из озера и не сыщешь. Здесь — хорошая площадка для сварки и монтажа труб, близ¬ко к Ладоге подступает лес, что дает возможность скрытно вести работы. Сухой и пологий берег позволит без особого труда спускать в озеро готовые плети трубопровода.
Оставив машину на берегу, мы сошли на лед и направились по будущей трассе на восточный берег. Лед, ровный, крепкий, искрился на солнце. Прошли километров 7—8. Картина была ясна. Если лед продержится еще хоть некоторое время, то при наличии труб работы можно выполнить со льда в наиболее короткий срок. Доставленные на трассу трубы могут быть сварены в общую нитку длиной двадцать кило¬метров и спущены в прорубь на дно озера. Значит, следует проверить прочность льда на всей трассе и ускорить вывозку труб и оборудования...
Мы возвращались назад, убежденные, что удастся использовать лед. Но когда подошли к берегу, то увидели картину, сразу же изменившую наше первоначальное представление. Маленькая трещина, на которую мы, обследуя трассу, не обратили серьезного внимания, сейчас достигла ширины не менее 6 метров. Пришлось просить помощь, чтобы выбраться на берег.
Оказалось, что под действием ветра большое поле ладожского льда медленно передвигалось и за два часа отошло от берега на 6 метров. На льду уже нельзя вести работы — в любой момент можно было ожидать его подвижки и разрушения. Оставался единственный способ — прокладка трубопровода с использованием плавучих средств. К этому мы и начали готовиться.
Стальные трубы на западный берег Ладоги доставили с Ижорского завода. Здесь их сварили в секции длиной по 200 метров каждая и после испытания на внутреннее давление и изоляции горячим битумом стягивали в озеро — сначала лебедкой, установленной на тендере, а потом буксирным пароходом. Вытянув первую секцию, делали остановку, к ее концу на берегу приваривали начало второй и продолжали буксировку. Затем снова останавливались, приваривали третью... И так до тех пор, пока общая длина сваренных секций не достигала тысячи метров (впоследствии она была доведена до двух тысяч метров).
Прежде чем секции буксировать с берега, к ним привязывали бревна. Это были своего рода поплавки, которые поддерживали тяжелый трубопровод на воде: без них он погрузился бы на дно. В таком виде плети буксировали на трассу. Концы нескольких плетей соединяли сварочным швом, и трубопровод плавно погружался на дно. Руководили этими работами В. А. Козич, С. П. Самичев, Л. И. Вишиевсйш, Г. Н. Кузнецов, П. В. Медведев, М. С. Щеголев, В. И. Курс, Н. И. Щербинин и другие.
305
На долю водолазов выпал значительный объем подводных работ. Они прошли трассу под водой от берега до берега, убрали на пути трубопровода, крупные валуны и топляки. Чтобы ускорить эти работы, трассу разбили на участки. На каждом из них была своя водолазная станция. Все светлое время суток трудились Т. М. Сезонов, Т. М. Борисов, М. В. Киндинов, В. Ф. Осмолков, М. В. Усанов, С. К. Булаев, И. И. Вербицкий и другие. На одном из участков была найдена старая затонувшая баржа. Ее разрушили подводными зарядами взрывчатки и разровняли дно гидромонитором.
Многие надводные работы на озере "из-за их специфики также поручались водолазам. К примеру, подвешивание трубопровода к бревнам во время его буксировки выполняли приданные группе солдаты под руководством опытных водолазов В. Г. Баранова, Л. Г. Молчанова и других.

В начале июня, когда прокладка трубопровода шла полным ходом, к нам прибыл член Военного совета фронта А. А. Жданов. Его сопровождала группа военных. Андрею Александровичу доложили о ходе работ, показали сварку, опрессовку, изоляцию секций и другие операции. Он интересовался, под каким давлением и Младший лейтенант сколько бензина можно будет Л. Г. Молчанов. подавать по трубопроводу.
Ему доложили, что проектом предусмотрено давление до 50 атмосфер. Ежесуточно в Ленинград будет перекачиваться не менее 300 тонн бензина. Длина подводного участка трассы 20,5 километра, диаметр трубопровода—101 миллиметр.
А.А. Жданов остался доволен нашей работой. Попросил только ускорить прокладку.
Здесь уместно напомнить, что идею прокладки трубопровода через Ладожское озеро выдвинула на одном из совещаний в Москве Н. В. Соколова, инженер-гидротехник Аварийно-спасательного управления Военно-Морского Флота. Позднее, когда было принято постановление Государственного Комитета Обороны о прокладке трубопровода, мы на всех стадиях строительства чувствовали помощь Нины Васильевны. Она принимала самое активное участие в обеспечении работ всем необходимым с Большой земли. Из Москвы в Ленинград прибыли специалисты по сварке труб на высокое давление во главе с инженером А. С. Фалькевичем.
Н. В. Соколова была хорошим организатором и опытным руководителем. Это первая в нашей стране женщина-водолаз. При необходимости она надевала скафандр и спускалась под воду. В середине августа 1943 года Нину Васильевну назначили главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.
Прокладка трубопровода через Ладогу была закончена 14 июня 1942 года. В отдельные дни на строительстве трудилось более тысячи человек. Руководили работами инженеры: М. Г. Королюк, Б. Н. Соколов, Н. Н. Казаков, И. Ф. Чистяков, водолазные специалисты Ф. П. Китченко и В. И. Ферапонтов.
И. В. Соколова.
За успехи в труде и досроч¬ную передачу трубопровода в эксплуатацию многие работни¬ки нашего отряда были награ-ждены орденами и медалями.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ИДЕТ ПОД ВОДОЙ

В тяжелые дни блокады Ленинграду не хватало электроэнергии. Этим и было вызвано решение проложить по дну Ладоги электрокабель и связать город с Волховской ГЭС. Прокладку кабеля возложили на 27-й отряд подводно-технических работ, монтаж — на отдел кабельных сетей Ленэнерго. Завод «Севкабель» к этому времени изготовил специальный подводный кабель для передачи тока напряжением шесть тысяч вольт.
Трассу перехода по озеру выбрали несколько севернее трубопровода. Длина каждой линии, а их предстояло проло¬жить пять, составляла 21 километр.
Трудности возникли уже в первые дни строительства. На озере в то время не было специального судна для укладки кабеля. Близость противника, частые налеты его авиации требовали принять меры по защите береговых и подводных работ по всей трассе.
Наконец подходящее судно найдено. Это баржа грузоподъемностью 400 тонн. В ее трюм укладывали 21 километр кабеля. К берегу озера он доставлялся в барабанах по 400—
, 450 метров в каждом, а метр его весил 6,4 килограмма. Отдельные участки соединялись специальными герметичными муфтами весом по 200 килограммов каждая.
Обсудили несколько вариантов прокладки. Остановились на единственном в данной обстановке — вытравливать кабель в воду по ходу движения баржи. Тяжелые соединительные муфты надо было опускать очень осторожно, чтобы не перегнуть кабель и не нарушить герметичность соединения. Эту работу выполняли с помощью тендеров. Они подходили к борту баржи, на ходу принимали муфту, останавливались и плавно погружали ее на дно озера. Баржа в это время продолжала движение. Этой сложной и ответственной работой на тендерах руководил старшина водолазов Л. Г. Молчанов.
Монтажные работы выполняли лучшие специалисты Ленэнерго Баландин, Холоненко, Седнев, Дмитриев и другие во главе с инженером Тумановым. Общее руководство осуществлял главный инженер кабельных сетей Ленэнсфга И. И. Ежов. Монтаж каждой муфты занимал 6—8 часов, а укладка в трюм баржи 21-километровой линии вместе с мон¬тажом муфт — больше недели.
Работы в озере проводились в основном ночью. Вечером баржа выходила из бухты и через 14—16 часов достигала восточного берега. Прибрежные участки кабеля на глубине примерно полутора метров водолазы заделывали в грунт — чтобы их не повредило льдом. Здесь были заняты водолазные станции Кутакова, Борисова, Кузенного и других.
Подачу кабеля из трюма судна на палубу и стравливание его за борт из-за отсутствия механизмов выполняла вручную бригада такелажников, возглавляемая инженером М. Г. Королюком. Работами по прокладке линии руководил вновь назначенный командир отряда В. А. Михайлов.
И вот баржа готова к выходу в озеро с последней, пятой кабельной ниткой. В это время на Ладоге разыгрался шторм — выйти вечером не удалось. Утром шторм утих. Что¬бы не сорвать сроки окончания работ, решили последнюю нитку прокладывать днем. А он был пасмурный, по небу плыли низкие облака. Прокладка шла благополучно.
Когда за кормой баржи осталось около 16 километров’ кабеля, из разрывов между облаками вынырнули вражеские самолеты. Они обстреляли наш караван из пулеметов, а затем стали заходить на бомбежку. Тральщик, буксирный пароход и тендер сразу же отошли от баржи. Маневрируя, они открыли по самолетам пулеметный огонь. Вступил в бой сопровождавший нас «морской охотник», заработал счетверенный пулемет, установленный на барже. Кругом вода кипела от разрывов бомб.
Фашистские самолеты пикировали на баржу — наиболее крупную цель. Осколками бомб были убиты пулеметчик и водолаз Садовский, ранены командир отряда В. А. Михайлов и водолаз Г. Б. Пестерев. На тральщике погиб начальник гидроучастка капитан-лейтенант П. Т. Ивановский. Имелись раненые и среди рабочих кабельной сети Ленэнерго.
Раненым оказали помощь, убитых передали на подошедший катер для отправки в Кобону. Командир отряда Михайлов, несмотря на ранение, продолжал руководить работами..
Баржа получила много пробоин. К счастью, большинство из них были надводные. Их быстро заделали, откачали воду и снова приступили к работе.
Прокладка через озеро пяти кабельных линий продолжалась около двух месяцев. Первая и вторая линии электропередачи приняли нагрузку 23 сентября 1942 года, третья — 30 сентября. Многие предприятия Ленинграда получили электроэнергию, начал работать трамвай и водопровод. Пришел свет и в дома ленинградцев.
Четвертая кабельная линия вступила в строй 7 октября, пятая — 5 ноября 1942 года.
В канун 25-й годовщины Великого Октября по всем пяти линиям в Ленинград пошел ток от первенца советской энер-гетики— Волховской ГЭС имени В. И. Ленина.

Напитан 2-го ранга запаса М. П. РУПЫШЕВ

Михаил Павлович Рупышвв начинал службу на судах мореного торгового флота. Велиная Отечественная война застала его, уме военного моряна, в должности командира тралыцина УН-4, входившего в состав Ладожской военной флотилии. С октября 1941 года М. П. Рупышев был командиром 6-го дивизиона тральщиков флотилии.

ПАХАРИ МОРЯ

Издавна тральщики на флоте называют пахарями или тружениками моря. В справедливости этого определения мне лишний раз пришлось убедиться, командуя дивизионом траль¬щиков Ладожской военной флотилии.
В начальный период Великой Отечественной войны обстановка сложилась так, что минной опасности на Ладоге долгое время не существовало. Главным видом боевой деятель¬ности кораблей дивизиона являлись воинские перевозки. Этот тяжелый труд характеризовался беспредельным мужеством, отвагой и героизмом личного состава.
В состав дивизиона входили суда, мобилизованные из гражданского флота. Вчерашние буксиры и другие суда Северо-Западного речного пароходства стали боевыми единицами флотилии. Из состава кораблей Военно-Морского Флота в дивизион входили ТЩ-100 и ТЩ-УК-4.
Экипажи кораблей в большинстве состояли из моряков торгового флота и водников речного пароходства. Высокой выучкой отличались командиры тральщиков П. К. Каргин,
……………………………………..
ПРОКЛАДЫВАЕМ КАБЕЛЬ СВЯЗИ

Когда противник занял левый берег Невы, выйдя в район Ивановских порогов, единственным путем, связывав¬шим Ленинград со страной, стало Ладожское озеро. Нарушилась, естественно, и проводная телефонная связь. Для ее восстановления требовался специальный кабель, который можно было бы проложить по дну озера. Изготовить его по¬ручили заводу «Севкабель».
А пока на заводе выполняли заказ, решили прокладывать по дну Шлиссельбургской губы «времянку» — двухжильный провод, типа звонкового, в хлорвиниловой оболочке. Барабан с проводом установили на колесном буксире «Буй», имевшем свободную, удобную для работы кормовую палубу. К тому же у судна не было гребных винтов, которые могли бы повредить провод.
Прокладка началась 6 сентября 1941 года. 18—20 сентября самолеты противника часто бомбили корабли, находившиеся в районе работ. Тонкий провод при этом рвался. То и дело приходилось восстанавливать его.
К 28 сентября с завода поступил настоящий кабель. Барабаны с ним погрузили на «Буй». Все вопросы, связанные с прокладкой кабеля, были уточнены на совещании, состояв¬шемся 29 сентября в Осиновце. Ответственным гидрографом назначили воентехника X. Н. Мамяна.
Работы начали в тот же день с наступлением темноты. Кабель прокладывали мористее малой трассы. К утру 30 сентября кабель был подан на восточный берег, севернее губы Черная Сатама.
На последнем этапе внезапно ухудшилась погода. Маленький гидрографический корабль «Сатурн» заблаговременно успел уйти в базу. Начал отходить и «Буй». И в это время его атаковали 2 фашистских самолета. ТЩ-УК-4, которым я тогда командовал, увеличил ход до полного и открыл артиллерийский огонь по стервятникам. Комендор Рудовский и весь расчет 45-миллиметрового орудия в пене и брызгах, с трудом удерживаясь на качающейся палубе, вел точный огонь. Вскоре ведущий МЕ-110, отвернув в сторону, сбросил бомбы, которые не причинили вреда нашим судам. Так же безрезультатно отбомбился и ведомый.
У меня сохранилась старая карта южной части Ладожского озера. Глядя на Шлиссельбургскую губу, я вижу пунктирные линии, ограничивающие район якорной стоянки кораблей. Примерно по этим отметкам и был проложен кабель.

0

33

https://docviewer.yandex.ru/?uid=54112115&url=ya-mail://161003686678502417/1.2&name=spbved_17_01_18.pdf&c=587f1a9a83c4

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЕ    ВЕДОМОСТИ, 18 ЯНВАРЯ 2017

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК ЛАРИСЫ ВОЕВОДИНОЙ

0

34

САНКТ-Петербургские ВЕДОМОСТИ от 13 февраля 2017 г.

https://docviewer.yandex.ru/?uid=541121 … a15ee20008

Краткая заметка о выставке материалов о маршале Говорове.
Стр. 3
"Маршал с непростой судьбой"
Самое интересное: рассекреченная схема обронительных сооружений Ленинграда.
На 1942 год.
Интересная тема.
Сопоставить эту схему с разведдаными вермахта.

Отредактировано Борис (2017-02-13 10:53:03)

0

35

Для населения блокадного Ленинграда два источника информации:
1) Слухи.
2) СМИ.

СМИ: радио и Ленинградская Правда.
Ниже краткий обзор Ленинградской Правды:
октябрь – декабрь 1941 г.
1. Сталин упоминался периодически.
Но портрет только один раз, по случаю Сталинской Конституции.
2. Ленинградские руководители упоминались весьма редко и кратко.
Без портретов.
3. Об ужасах блокады, голод и массовые смерти, - молчание.
Из радостных сообщений по быту: кипяток за три копейки.
4. Военные сообщения – только победоносные.
На других фронтах.
На Ленинградском фронте такое только после взятия Тихвина.
5. Совершенно фантастическое:
«СМЕХОТВОРНЫЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ ГИТЛЕРОВСКИХ
ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКОВ О ПОТЕРЯХ СОВЕТСКИХ ВОЙСК» -
СОВИНФОРМБЮРО.
НАЧАЛО ОКТЯБРЯ.
Практически германская армия уничтожена.
Потери Красной Армии занижены в разы.
6. Устрашающие сообщения для расхитителей продуктов.
7. Сообщение о расстреле двух командиров - невыполнение Приказа.
Это о десанте вблизи Шлиссельбурга.
КОМАНДИР ОТКАЗАЛСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПРИКАЗ.
Повтор кончился катастрофой.
8. Сообщения о фашистской пропаганде.
О несуществующем сыне Молотова.
О якобы союзе СССР и Англии ещё до 22 июня 1941 г.
9. Очень объемно отмечена годовщина убийства Кирова.
Киров, как образец.
Явный пример для Ленинградцев – удачная оборона Кировым Астрахани.
Ситуация действительно была схожа с блокадой Ленинграда.

Скачать фрагменты газеты:
https://yadi.sk/d/HFs8zmTP3G8T9a

Отредактировано ABC (2017-03-18 23:40:18)

0

36

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ 17 января 2017 года

Сообщение

Вышел трехтомник:
Геннадий Соболев
"Ленинград за выживание в блокаде"

0

37

В США выщла книга о блокаде
https://www.bbc.com/russian/features-44566815

0

38

Блокада Берлина.
Успешный  воздушный мост.
https://www.bbc.com/russian/features-44241711

0

39

Отчёт  и сведения о посещаемости музея «Оборона Ленинграда»
…………………………..]
За первое полугодие 1948 г. через залы Музея прошло 169 626 чел., …..

Скачать отчёт
https://yadi.sk/d/P42EOXt_I71f0Q

Отредактировано ABC (2018-10-20 00:41:07)

0

40

Блокаду Ленинграда вспомнили в Пекине
http://russian.cri.cn/doubleNews/321/20 … 42461.html

0

41

В Особой папке Особого отдела Ленинградского горкома ВКП(б) собраны документы по созданию ПВО в 1937 г.

Конкретно:
1. Строительство газоубежищ.
2. Аэростаты заграждения.
3. Система звукового оповещения на улицах.
4. Создание отрядов ПВО.
5. Учение по ПВО.

Газовой войны не случилось.
Остальное пригодилось в блокаду.

Скачать (562 МБ)
https://yadi.sk/d/pa1TwAHcO1nMEA

0

42

Пять фактов о блокаде
https://yadi.sk/i/66uyQgIFcrzcUg

0


Вы здесь » поговорим о ЛОНИИС » История нашего города » Блокада, разное