Сегодня открытие дамбы:
http://www.fontanka.ru/2011/08/12/100/
К этому материалы:
Фоторепортаж о наводнении в Париже 1910 года:
ДАМБА В ПЕРЕСТРОЙКУ
ПОЛИТФАНТАСТИКА
ОКТЯБРЬСКИЕ СНЫ
(ПОСЛЕДНИЙ БРОНЕВИК НА ТОБОЛЬСК)
Ленин: История нам не простит, решительно и энергично, сегодня рано – завтра поздно, вся власть нам – всё понятно?
Хор: Ясно, ясно, кровушки хочется.
Троцкий: Яза бесконечно-перманентную, закупорить Неву и утопить гнездо реакции.
Хор: Оторвался, оторвался. Ленсовет всё предвидел и давно дамбу снес.
Бухарин: В болтовне надо утопить. Заявление о перевороте миллион раз по радио повторить.
Хор: Оторвался, оторвался. Радио Попов изобрел так давно, что позабыть успели. Будешь главным идеологом.
За стеной храпит Сталин: Р..р..р.. расстреляю, расстреляю.
Зиновьев и Каменев: За что стрелять будет, поддержим переворот или нет?
Троцкий чешет затылок.
Берия: Я за провокацию. Подгоним к Зимнему броневик, Саша не удержится и на нем речь толкнет. Массы скажут: «Новый Ильич объявился, и пойдут на штурм Зимнего».
Ленин, загадочно: Не надо, броневичок ещё нам пригодится.
Керенский, глядя по телевизору на секретнейшее заседание военно-революционного комитета, капризно адъютанту: Почему черно-белое? – Ваше благородие, у большевиков технический застой.
Миротворец Рыков, рыгая: А пошлем на штурм Зимнего беспризорников. Стекла перебьют, и временные замерзнут. Не получится, всё на Макаренко свалим. Беспризорники по твоей части Феликс.
Железный Феликс: «А откуда я беспризорников возьму, родителей не перестрелял. Закусывать надо.
Овсеенко, Крыленко, Дыбенко, вбегают: Ура, юнкерам пять тысяч наших сдали. Юнкерам уже негде во дворце размещаться, на одной ноге стоят.
Хор: Сдать в плен сто тысяч.
Телефонный звонок: Слушай, Вова, это я Пуанкаре. Не шали, выпорю.
Хор: Броневичок срочно, успеть бы к ручке приложиться. Все садятся в броневик и с песнями едут в Тобольск.
ИНТЕРВЬЮ С ДАМБОЙ
К. Уважаемая госпожа дамба, какая Ваша первая любовь?
Первый полюбовник у меня хоть и маленького росточка был, но такой шустрый. К женщине подход имел, как запоет: «Не родись красивой, не родись счастливой, а родись партийной». Красный билет обещал дать, стройкой коммунизма объявить, и платье императрицино мне из Эрмитажа подарить, та тоже пухленькой была. Обещал, а сам роман крутанул, в Москву смылся и там плохо кончил. Дамба мурлычет: «Ты помни изменник коварный …».
К. А ещё поклонники были?
Д. Да охаживал меня тут один. Видный такой. Никак не поймешь, то ли слишком умный, то ли слишком глупый? Но охальник. Насмехался: «Вот запишем тебя Домна в фикцию и заживешь припеваючи». Какая я ему фикция? Миллион тонн уже весила. Несолидный кавалер оказался, тоже в Москву укатил, там его и порешили.
К. Больно часто Вы, Домна Ивановна, кавалеров меняете.
Д. Да мужчины трусливые стали. Один, хоть из Москвы прикатил, но боязливый какой-то. Меня хулиганы - зеленые всю зеленкой испачкали, мол, тебе дамбище поганое вместо румян. А ему, хоть что, всё взносы собирает. Как в обычный гастроном, так идем Домна, да ещё телевидение пригласит. А в спецгастроном тайком один бегал. На охоту в иностранной карете ездил, а со мной только пешком ходил. Да всё равно не остерегся, прокатили его.
К. А какая Ваша последняя любовь?
Д. Да такой видный мужчина. А говорит, как поет. Сколько хочешь, петь может, хоть сутки. Но невзлюбил меня. Не приставай говорить тварь – убью.
Будто, я какая интердевочка. Да ну их всех, желтый билет возьму, валюту заработаю, тут один немец давно глазки строит, со мной под ручку по объездной дороге обещал проехать.
Дамба протяжно поет:
«Любила я, страдала я,
А энт подлец убил меня».
Слезы дамбы смешиваются со слезами очистных сооружений, залив волнуется, народ ликует.
Телестанция Тяп о дамбе
1. Ночь. Морг. Полуразложившиеся трупы. Запах.
Голос за кадром: «Им повезло. Хоть перед кладбищем полежат в тепле и заботе. А, что ждет нас, если дамбу достроят. Все вымрем, моргов не хватит, на холодной улице придется лежать покойникам.
2. Оператор снимает во дворе телестудии японской камерой ближайшую лужу, лучше погрязней.
Голос за кадром: «Наконец нам удалось добыть сверхсекретный снимок знаменитой лужи у дамбы. Вы видите, там движется что-то похожее на козявку. А ведь это набирает силу вирус Саида. А это не окурок, холерный вибрион».
3. К нам в студию пришел известный экономист. Он так жестоко преследовался в застойные годы, что гол как сокол, кроме званий и премий, да ещё Мерседеса, ничего за душой не имеет.
Ведущий: «Уважаемый, Вы, я слышал, подсчитали, как убытки от дамбы превратить в чистую прибыль?».
Ответ: «Да, и мой метод гениально прост. Ведь те 500 млн, затраченных на дамбу можно было пустить на пиво с раками, на запуск ракеты в никуда (проект Фобос), число космонавтов до миллиона довести, переименовать не только улицы, но и реки, вот первые 500 млн.
А истратить на колготки, Битлов в свое время пригласить, кооперативам ссуду дать, всяким тунеядцам помочь – вот уже 2 млд.
Неплохо талоны на всё на свете напечатать, каждому по 10 визиток выдать, заставы между районами посторить, депутатам по 10000 платить. Вот уже миллиардов 10.
На ЭВМ я подсчитал, что, если дамбу разобрать, то читая прибыль превысит затраты на дамбу в 1000 раз.
Да на эти деньги можно 10 лет не работать, а основательно и серьезно, основательно, вдумчиво проводить перестройку».
600 секунд на дамбе
599 Поистине великое событие в Санкт-Петербурге. Сегодня на нашей маевке – голодовке вместо салюта – взрыв дамбы.
595…Народ ликует.
590…Невзоров откапывает из дамбы видики, ролики и живую корову.
Народ: «Стрелять мало, ишь, куда паскуды попрятали».
570…А теперь видеосюжеты:
По дамбе идут колонны, несут плакаты:
Дети: «Дамба вот такой высоты, вот такой ширины». Показывают, какая нужна ширина и высота дамбы, а также количество водопропускных отверстий.
Комсомольцы: «Наш паровоз вперед лети, в Коммуне остановка».
Садоводы: « Землю народу, дамбу на огороды».
Народ вообще: Гордо несет талоны и визитки.
Пятая колонна: « А я, что говорил», «А я, что зря молчал», «А я всегда мешал».
500… А теперь криминальная хроника:
Из кустов выскакивают оперативники отдела организованной преступности. Надевают наручники на строителей дамбы, конфискуют лозунг: «Выше, шире, дороже»
Народ ликует.
450… А теперь из жизни шишек:
Петр I кается: город построил, не там, где надо, об экологии не беспокоился, для нас даже канализацию не построил. Стыдно, Петя!
420…» Вы пред взрывной комиссии, чем дамбу рванете?»
Ответ: «Экологически чистой взрывчаткой - гнилую капусту со всех баз свезли».
4000.. В дамбу закладывают гнилую капусту. Сигнал, взрыв. Ура!!!
300.. Мрак.
250… Дамба целехонька. Кронштадта нет. То ли взорвали, то ли сперли.
200.. Невзоров: «И в этой лицемерной стране, при этом гнусном режиме, за 70 лет даже взрывать не научились. Еду в Париж.180… Снова криминальная хроника. Из леса выскакивают оперативники отдела неорганизованной преступности, хватают, кого надо и не надо.
Народ ликует.
1000.. Садоводы делят дамбу на участки, строят заборы, копают огородв.500… Невзоров: «на Западе погода хорошая, а у нас так себе».
Все хотят ехать на Запад.
Радиационный фон: Один талон, полбутылки бормотухи.
Написано в 1991 году.
ДАМБА, ДАМБОЧКА, ДАМБИЩЕ
(Политическая летопись Ленинградской дамбы)
В далекие застойные годы, когда в магазинах застаивались даже холодильники, многим руководителям Ленинграда хотелось страсть чем-нибудь прославиться. А чем, неужто очистными сооружениями?
Это что-то плохо пахнущее, туда и самому неприятно ехать, не то чтоб и гостей звать. Вспомним античных богов, им подвластны молнии, дожди, землетрясения, океаны. А бога отхожих мест, современных очистных сооружений нет.
И тут подвернулась смазливая дамбочка. Под ручку с ней волевой руководитель бесстрашно готовился оборонять беззащитный город от коварного Посейдона, как и следует убежденному атеисту.
Проект широко публиковался, но особенно не обсуждался. Все наши академики были в восторге от проекта, так как восторг всегда хорошо оплачивается.
Но вот на смену волевым руководителям откуда-то вылезли волевые неформалы.
И милая дамбочка путем легкой операции превратилась в чудище невиданное - дамбище. Своим зловонным дыханием оно хочет отравить прибрежные воды Ленинграда, и как предсказывает - спрашивает не просто ученый, а матёрый доктор наук:
"Выживут ли наши дети? Не погибнут ли от неотвратимых эпидемий?''
Плохо придется не только Ленинграду, но и Кронштадту:
"Котлин как место обитания человека постепенно прекратит свое существование. Дорога (по дамбе) будет, но ездить по ней в Кронштадт будет некому".
Но это в будущем. Пока с дамбой связывают гибель дубов в Ленинградских парках.
Постепенно чудище активно включилось в политику.
Перед выборами 26 марта официальные программы некоторых кандидатов еще довольно загадочны:
"В области экологии для избирателей важно знать мое мнение не о том, что делать с дамбой, а, как и кто должен решать подобные вопросы".
Наиболее престижно пройти на выборах в Ленинграде по территориально-национальному округу, это ведь депутат всего Ленинграда.
В первом туре баллотируется первый заместитель председателя Ленгорисполкома Большаков А.А. Анкета его даже для неформалов неплохая: он бывший директор фирмы, а не выходец из партаппарата. На посту недавно, с апреля 1988 г., то есть обвинять его в мнимом или действительном развале Ленинграда нельзя. Судьбу чудища он предлагает вынести на референдум и там решить: кто рождается в муках, дамбочка или дамбище? Но неформалы бдят. Ленинград обклеен листовками со страшным обвинением: "Большаков подписал ассигнования на 1989 г. для продолжения строительства дамбы, его отречение от чудища обман". Большаков проиграл выборы, хоть и не имел соперников.
На повторных выборах, усвоив урок, кандидаты дружно отрекаются от дамбы.
Например, так:
"Да и партийная позиция по дамбе - это мое личное мнение - должна базироваться все-таки не на гидрологических строительных расчетах, а на мнении ленинградцев. Я считаю, что ни одно наводнение не вызвало бы негативное отношение к партийным и советским органам, а только бы сплотило народ вокруг власти. Это не только красивая фраза. Дело в том, что на сегодня общественная стихия гораздо более опасное явление, чем стихия природная".
Еще дальше шли неформалы. Цитирую:
"... лидеры неформальных группировок кричат - "взорвать!", "разобрать ...".
По Ленинграду прошел слух, что то ли финны, то ли шведы, убоявшись дамбы, предложили безвозмездно разобрать уже построенное и даже увезти к себе и песок и камни.
А дальше, веселей!
В атаку в газете и по телевидению пошел в августе 1989 г. сам Севенард.
Самый главный призыв блюстителей чистоты залива – прекратить строительство дамбы до ввода всех очистных сооружений (пока, мол, пусть грязь течет в Балтику), Севенард ниспроверг обвинением в моральной нечистоплотности: "Выходит, надо понимать так: "Мы воду портим, а вы, товарищи эстонцы, латыши, литовцы, поляки, немцы и граждане других стран, если хотите купаться в ней, если хотите сохранить морские флору и фауну, то думайте сами, как очистить запачканное нами море. Достойно ли такое всех нас живущих на одной планете".
Сейчас дамба построена на севере и частично на юге, правда, не на должную высоту. По мнению Севенарда, мрачные прогнозы о проходе рыбы, задержке льда и застойных зонах не оправдались.
На вопрос "Куда денетесь, если дамбу прикроют?" он ответил:
"Глупость не может победить". Конечно, оппоненты обиделись, уж так их умом и эрудицией восхищались, а тут "сам дурак".
Запутавшись окончательно, власти привлекли Ленинградский научный центр АН. Первоначально комиссия приняла несколько туманное решение. Вроде бы против дамбы не возражает, но от четких выводов воздержались, сославшись на нехватку мощности отечественных ЭВМ.
Слава богу, надо извилин у наших ученых не меньше чем у зарубежных, раз до такого додумались.
Кроме того, ничего решить нельзя без покупки судна, обязательно зарубежной постройки (и надо предполагать приятные командировки куда-нибудь на острова Кука). Противники дамбы естественно не согласны. Если уж, мол, тратить деньги, то на борьбу с чудищем, а по-простому дать им деньги по договору (все-таки хозрасчет в науке).
Как я уже писал, многие, борясь с чудищем, шли к власти. Но ведь можно обнявшись с дамбочкой, взойти на престол. Осенью 1989 г. мэр Ленинграда, заруганный со всех сторон, подает в отставку. А кто его возможный преемник? Строитель дамбы Севенард. Дрогнули депутаты Ленсовета и оставили старого мэра.
В конце сентября 1989 г. стало совсем непонятно, цитирую:
"... пока не будут опубликованы истинные документы принятия решения о строительстве дамбы, включая международные соглашения и приказы Министерства обороны, не стоит муссировать эту искусственно раздуваемую проблему ...",
Представьте тайный договор с марсианами и прорыв враждебных подлодок на Ладогу.
Очередная комиссия, на этот раз Президиума АН СССР, призвала к массовым репрессиям против строителей, проектировщиков дамбы и вообще всех, кто рядом стоял. Дамбу лучше разобрать. Впрочем, себя академики не забыли. Это самое главное: "надо продолжить все виды исследовательских работ", а значит и безбедную жизнь академиков. Академик, он всегда прав. У академиков и возраст, и оклады почтенные.
Поэтому отношение Президиума к выводам комиссии почти детское, как в игре:
"Барыня прислала сто рублей,
Что изволите купить?
Да и нет, не говорить,
Черное и белое не называть"
то есть попросту отпасовали все в Ленсовет.
Новый глава города обещал по примеру древних греков и римлян при вступлении на столь высокий пост принести жертву, заколоть, извините, разобрать, чудище-дамбу. Кроме того, обещал крепить связи с иноземцами. Вот иноземцы и тут как тут. Началось с того, что Германия объединяется. А, как известно, ФРГ использовала ГДР при Хонеккере как большую свалку для мусора. Сейчас это делать неудобно. Поэтому немцы предложили поставить в СССР 4 млн тонн не слишком полезных шлаков, из которых бесплатно построят окружную дорогу вокруг Ленинграда (часть дороги пойдет по дамбе).
Трудно отказаться от такого предложения.
Сейчас через Ленинград проходит 30 тыс. транзитных машин в сутки. Через 5-10 лет их будет 100 тысяч. Ясно, что без объездной дороги Ленинград задохнется. Придется каждому ленинградцу выдать противогаз, а при нынешнем дефиците, откуда противогазы возьмешь.
Надо учитывать и следующее. Сейчас с нами по-хорошему говорят, года через два и говорить перестанут - прикажут, а еще года через три, когда совсем есть нечего будет, мы сами попросим отходы и поядовитей (за ядовитые больше приплачивают). Так лучше уж сейчас не артачиться.
А то получится как с сокращением войск в Центральной Европе.
Двадцать лет мы торговались с Западом, а сейчас срочно сами все свои войска выводим и еще рады, что вслед не стреляют.
Что касается защиты от наводнений, то пока это не так уж актуально. Однако надо быть готовыми на будущее. Есть прогнозы о потеплении климата, а значит, уровень океана и Балтики поднимется от 50 см до 5 м (ученые, как всегда, точны в прогнозах) и опасность наводнений резко увеличится.
На островах Кука уже пакуют чемоданы. Решать, что делать с дамбой надо и с учетом возможного потепления.
Тяжелое решение придется принять Ленсовету. Ведь любая власть не вечна, а смена власти у нас весьма специфична.
Вспомним А. Дольского и три варианта передачи власти:
"Когда постреляли и тех молодцов
что стали народу отцами ...",
"В России всегда и тюрьма и сума
конечные пункты прогресса ...",
"Всегда у нас бывший начальник дурак,
А нынешний просто конфетка ...".
С добрыми традициями старой буржуазной демократии комиссия Ленсовета организовала в июле-августе слушания по дамбе.
Предводитель слушаний по их окончании изрек с горечью:
"Горожане слабо информированы о том, что за сооружение комплекс защиты и какие стоят проблемы. Причина думаю в том, что многие - не все, но многие - передачи радио, телевидения, публикации в газетах и журналах носят подчас излишне эмоциональный, тенденциозный характер". Но, как и подобает настоящему политику, он не уточнил, что за органы печати и в чем наблюдается отклонение от истины.
Отсюда и совет предводителя в духе уже новой социалистической демократии: "Хотелось в этот рабочий период ... воздержаться от широкого привлечения средств массовой информации". Ну, как, в самом деле, еще начальство не решило, а они ...
Еще более удивительная рекомендация. На вопрос: "Стоит ли организовать международную экспертизу по проблемам Ладоги, Невы, залива и дамбы". Ответ: "Я против ..."
Вроде и железный занавес порвали, и свободная экономическая зона Ленинграда уже вскоре, но международная экспертиза - ни-ни.
Все вышесказанное подтверждает следующий феномен. Если чуть глуповатую науку смешать с немного грязной политикой, то получим репрессивную политику и вредоносную науку.