ББК 63.3(2)615-4 Э95
Федеральное архивное агентство ФКУ «Российский государственный архив новейшей истории» (РГАНИ) Архив Президента Российской Федерации (АП РФ) Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ)
Комитет гражданских инициатив
Фонд признателен «Blavatnik Family Foundation» за участие в подготовке издания
Издание осуществлено при поддержке Zimin Foundation
Эхо выстрела в Смольном: История расследования убийства Э95 С.М. Кирова по документам ЦК КПСС / Под редакцией И.Г. Томилиной и М.Ю. Прозуменщикова. Составитель Т.Ю. Конова. М.: МФД, 2017. — 800 с. (Россия. XX век. Документы).
ISBN 978-5-89511-049-2
В ряду крупнейших политических убийств XX века, обстоятельства которых ос¬таются и сегодня не до конца проясненными и продолжают привлекать внимание как историков, так и широкой общественности, безусловно, находится убийство С.М. Кирова. Прошло более 70 лет с того дня, как 1 декабря 1934 г. в здании Ленинградского обкома ВКП(б) — Смольном, раздался выстрел, оборвавший жизнь одного из руководителей большевистской партии, и, вольно или невольно, положивший начало новому этапу политических репрессий, который вошел в историю под названием «большой террор». Несмотря на то, что за прошедшие годы было издано большое количество научных исследований, документальных публикаций и мемуарной литературы, посвященных этому событию и связанных с ним по-следствий, споры вокруг убийства С.М. Кирова не утихают до сих пор.
Настоящий сборник подготовлен на материалах комиссий, создававшихся в разные годы (1956, 1961, 1967 и 1989 гг.) решениями Политбюро (Президиума) ЦК КПСС для расследования обстоятельств убийства С.М. Кирова. Этот огромный массив документов отложился в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) и был в основном рассекречен уже в постсоветский период. Публикуемый комплекс архивных материалов призван ознакомить читателей с наиболее значимыми документами, всесторонне отражающими фактическую сторону происходивших событий и основные направления расследований. Настоящее издание рассчитано на исследователей, преподавателей и студентов, читателей, интересующихся отечественной историей.
ББК 63.3(2)615-4
ISBN 978-5-89511-049-2 ©Конова Т.Ю., составление, предисловие,
научно-справочный аппарат, 2017
© Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив,
2017 © Оформление. Международный фонд «Демократия: (Фонд Александра Н. Яковлева), 2017
От Российского государственного архива новейшей истории
Подготовка сборника документов «Эхо выстрела в Смольном: История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС» оказалась достаточно сложной и противоречивой и в какой-то мере сама заслуживает исторического исследования. Попытки изучения и интерпретации событий 1 декабря 1934 г., всего того, что произошло до и после этой роковой даты, неоднократно предпринимались как российскими, так и зарубежными исследователями. За последние четверть века свет увидело большое количество монографий, книг, статей, сборников документов, воспоминаний, прямо или косвенно связанных с убийством С.М. Кирова. До запрета КПСС в 1991 г. историкам приходилось довольствоваться сравнительно небольшим комплексом архивных документов по данной теме, так как многочисленные материалы четырех комиссий, созданных в разные годы (1956, 1961, 1967 и 1989 гг.) решениями Политбюро (Президиума) ЦК КПСС для расследования обстоятельств убийства С.М. Кирова, все это время оставались на закрытом хранении. После того как КПСС прекратила существование, бывшие партийные архивы были переданы на государственное хранение: в частности, материалы комиссий ЦК, расследовавших убийство С.М. Кирова, поступили в Российс¬кий государственный архив новейшей истории (РГАНИ), который с 1991 по 1999 г. назывался Центром хранения современной документации. В 1994— 1995 гг. эти документы, находившиеся в неупорядоченном состоянии, про¬шли научно-техническую обработку, в результате которой на них была со¬ставлена опись, включившая в себя 138 единиц хранения, вошедших в состав фонда № 6 — «Комитет партийного контроля при ЦК КПСС».
Большой общественный и научный интерес к данному комплексу документов привел к тому, что уже в 1994 г. в РГАНИ поступило предложение от Издательства Йельского Университета (США) о подготовке к публикации совместного сборника документов из фондов архива под рабочим названием «Дело Кирова». В октябре 1994 г., с согласия Федеральною архивного ведомства, между РГАНИ и Издательством Йельского Университета договор о подготовке такой публикации был подписан. Правда, согласно договору, сначала сборник должен был выйти на английском языке, а потом на русском, что было в принципе типичным явлением для российской действительности середины 1990-х гг.
В то же время с самого начала работы над проектом архиву пришлось столкнуться с одной из наиболее сложных проблем, присущих всем бывшим партийным архивам, — тотальной засекреченностью хранившихся в них документов. Специфика партийного делопроизводства складывалась в основном в первые годы существования Советской власти и обуславливалась в том числе такими факторами, как подпольное прошлое большевиков, колоссальные потрясения революции и гражданской войны, чувство «осажденного лагеря», вы¬нужденного обороняться как от внутренних, так и от внешних врагов. Во многом этим объясняется тот факт, что практически с первых лет нахождения у власти руководители компартии прибегали к засекречиванию подавляющего большинства своих документов, вне зависимости от реальной степени их секретности. С годами эта тенденция, как ни странно, не только не ослабла, но и в некоторых случаях даже усилилась, превратившись в своеобразную «секретоманию». Видя, как на Старой площади, словно на конвейере, штампуются на документах грифы секретности, государственные и общественные организации, состоявшие в служебной переписке с ЦК КПСС, не могли не следовать
этому примеру. Как результат, к моменту передачи на государственное хранение в РГАНИ документов бывших структурных подразделений ЦК КПСС около 95 % из них было снабжено различными, в том числе сугубо партийными (например, «особая папка»), грифами секретности.
Естественно, что в этих условиях почти все материалы, отложившиеся в результате работы комиссий по расследованию обстоятельств убийства С.М. Кирова, также оказались засекречены. Поскольку РГАНИ не были делегированы полномочия по рассекречиванию бывших партийных докумен¬тов, эти материалы, после соответствующей подготовки, проведенной специалистами архива, были представлены в действовавшую в те годы так называемую «Комиссию по рассекречиванию документов, созданных КПСС». Для оценки представленных документов потребовалась их кропотливая экспертиза представителями ряда министерств и ведомств, которая растянулась на несколько лет, но в конечном итоге основной массив архивных материалов о расследовании обстоятельств убийства С.М. Кирова был рассекречен.
В этот период работу с упомянутыми документами вели как представители РГАНИ, так и наши коллеги из других организаций. В архиве с благодарностью вспоминают стоявшего у истоков этого проекта В.П. Наумова; выражают признательность всем, кто оставил свой след в организации, подготовке и осуществлении начального этапа работ по сборнику — В.Ю. Афи ани, Э.А. Болотиной, З.К. Водопьяновой, Т.В. Домрачевой, М.Ф. Кишкиной-Иваненко, С.А. Мельчину, М.Ю. Прозуменщикову, Ю.В. Сигачеву, В.П. Терешкину, Н.Г. Томилиной, И.Н. Шевчуку.
К сожалению, по ряду не зависящих от РГАНИ причин проект в 1990-х гг. не получил своего дальнейшего развития и долгое время оставался в «тлеющем» состоянии. Только спустя почти 10 лет он был реанимирован: в 2010 г. была опубликована американская версия издания1, а еще через несколько лет — возобновлена работа над российским сборником. Конечно, за это время многое изменилось, и нынешняя публикация в ее окончательном виде далека от тех замыслов, которые были у архива 20 лет назад. Однако главная задача издания — ознакомить читателей с наиболее значимыми документами, всесторонне отражающими фактическую сторону происходивших событий и основные направления расследований по делу об убийстве С.М. Кирова, — осталась неизменной.
При подготовке сборника нам, как и раньше, оказывали большую помощь коллеги из Архива Президента РФ и Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ, что было особенно ценно, так как некоторые документы отложились в материалах комиссий в копиях, подлинники которых остаются в этих архивах. Кроме того, специалисты ЦА ФСБ предоставили для публикации ряд фотографий по теме сборника. РГАНИ выражает также особую признательность за помощь в работе над проектом А.С. Степанову и B.C. Христофорову. Отдельная благодарность за содействие в подготовке настоящего издания сотрудникам РГАНИ — Т.Ф. Поддорогиной, Г.А. Пантелеееву, Т.В. Роговой.
Разумеется, в сборнике представлена лишь часть документов (правда, наиболее важная и интересная) из комиссий по расследованию обстоятельств убийства С.М. Кирова. Что-то пришлось опубликовать не в полном объеме, какие-то сюжетные линии оказались намечены только пунктиром. Возможно, в будущем РГАНИ вернется к идее многотомного пофондового издания документов комиссий. А пока с архивными материалами, не вошедшими в публикацию, заинтересованный исследователь может познакомиться в читальном зале РГАНИ, еще больше окунувшись в атмосферу тех лет и составив собственное представление о событиях 80-летней давности.
1 The Kirov Murder and Soviet History. New Haven & London: Yale University Press, 2010.
Комментарий
Вышел объемный сборник документов по убийству Кирова.
У историков есть возможность раскрыть обстоятельства преступления.
Но появляется и другое направление исследований:
История материалов по убийству Кирова.
В сборнике проблему видят в повальном засекречивании в СССР.
Но не объясняется медленное рассекречивание документов в РФ.
Это предмет для исследований.
И совсем не упоминается ещё один аспект по ознакомлению с материалами – коммерческий.
Какие факты.
1. Многочисленные исследователи, например Алла Кирилина, приводили обширные выдержки из закрытых документов.
2. История публикации настоящего сборника связана с Йельским Университетом.
3. Заграничные издания документов выходили ранее Российских.
4. Директор Музея Кирова – Сухарникова заявляла и устно и письменно, что сын Мильды Драуле - Маркс Драуле передал ей права на публикацию документов по убийству Кирова.
Об этом в ветви: Мильда Драуле и её знакомые.
5. Материалы по Кирову из Музея Кирова недоступны.
Отредактировано ABC (2018-01-31 11:44:52)